Царство Небесное, R.I.P.
Не самое лучшее у него, но меня сильнее всего трогает.
Хотя вроде бы и Флеминг тут ярче.

Se la speme, o ciel clemente,
Fosse sogno!... estinto io sia
Ch'or sorride all'alma mia,
Della larva al disparir!

И в конце после соло на арфе он выдерживает оба полных такта верхнего "фа" pianissimo:

Fi-i-i-i-i-i-glia!..

 Wed, 22 Nov 2017 19:30:39 GMT 
Семь
Вот семь задач Московских лингвистических олимпиад эпохи «золотого века», которые, как я думаю, были и остаются непревзойденными в этом жанре.
Задача А.А. Зализняка на мансийский язык, IV Олимпиада, 1967.
Задача А.Д. Вентцеля на арабские слова с перепутанными соответствиями («фулайм»), V Олимпиада, 1968.
Задача М.Е. Алексеева на грузинские названия месяцев, IX Олимпиада, 1972.
Задача А.А. Зализняка на дешифровку древнеперсидской клинописи («Гротефенд»), IX Олимпиада, 1972.
Задача А.Н. Журинского о надписи на прозрачной двери («Дверь»), IХ Олимпиада, 1972.
Задача А.А. Зализняка на албанский язык, X Олимпиада, 1973.
Задача В.И. Беликова на родословное древо полинезийских языков, XVI Олимпиада, 1979.
Среди моих 100 задач есть около 15, которые я сам считаю очень удачными, но я не указываю их не из авторской скромности. До уровня этих семи не дотягивает ни одна. Tue, 19 Sep 2017 19:30:02 GMT 
"Молодой папа"
Сериал Соррентино "Молодой папа" потрясает меня не столько игрой или визуальным рядом, хотя они великолепные, сколько сценарием, который сам Соррентино и написал. Три отрывка для примера, два в переводе, один в оригинале:
«У нас был уговор, Анджело. Я становлюсь папой, ты остаешься государственным секретарем, всё в идеальном равновесии. Но ты нарушил наш уговор и вытянул из рукава туза — моего ученика. Какая же ты мразь. У тебя не получится управлять им, понимаешь? Каким же надо быть ослом!.. Я не могу понять, какая в этом выгода для тебя.
 — Я не строил заговора против тебя. Я не давал моим людям распоряжения голосовать за Белардо. Конечно, в моих интересах, чтобы все верили, что я это сделал. Таким образом я сохраняю свою власть. Но дело обстояло не так. В определенный момент без каких-либо распоряжений от кого-либо конклав начал голосовать за Белардо. В этом заключается страшная истина, Майкл.
— Не пытайся надуть меня, Анджело! Ты думаешь, что я в это поверю? Что то, чему мы стали свидетелями…
— Сошествие Духа Святого? Я верю в это, Майкл, действительно верю. Святой Дух снизошел на нас.
— Ты спятил.
— Майкл! Святой Дух снизошел».


"Если мы узнаем о его грехах в прошлом, мы тотчас поймем, чем он грешит сейчас. Ибо люди как Господь Бог — они никогда не меняются".

“It would be wonderful to love you the way you want to be loved. It’s not possible because I am not a man, I am a coward. I love God because it’s so painful to love human beings. I’m a priest. I have renounced my fellow man, my fellow woman because I do not want to suffer, because I am incapable of withstanding the heartbreak of love.”
(придя в себя от впечатления): Ленни врёт, конечно. И с людьми не всё безнадежно, и Бога любить тоже больно, см. хоть книгу Иова. Но как же, сукин сын, красиво врёт — так, как он всё делает.
Для тех, кто не понял: это не фильм о жизни в реальном Ватикане, это притча и сказка.
Там много еще такого. Sun, 08 Jan 2017 21:04:35 GMT 
Горный Дагестан, селение Хонох
Здесь говорят на хваршинском языке.




 Sun, 11 Sep 2016 05:53:00 GMT 
Мой любимый второй акт "Лоэнгрина"
в отличной постановке Баварской оперы (2009, Кент Нагано). Хартерос и Хоффман хороши, как всегда. Оба заключительных ансамбля спеты и сыграны сказочно.
Михаэла Шустер — изумительная, совершенно неожиданная Ортруд.
А Вольфганг Кох в роли злого и слабого графа Фридриха Тельрамунда — вылитый Холмогорий. Правда, баритон, а не тенор, - но в остальном сходство скандальное.
Про многословие и затянутость «Лоэнгрина», в свое время раздражавшее Верди и Балакирева... нет, такой музыки не может быть слишком много.

 Sat, 10 Sep 2016 06:55:09 GMT 
Две неудачи и один успех
Я еще помню культ советской космонавтики в 1960-е, о масштабе которого тот, кто не жил тогда, не имеет понятия. Космос непрерывно звучал из каждого приемника и господствовал в «наглядной агитации». Подчеркивалось, что капиталистические США отстают и что, обогнав их в космической гонке, мы непременно победим и в других областях. Пропагандистов не смущало, что, лидируя в космосе, СССР одновременно обрекал своих жителей на нескончаемые "временные затруднения". Вероятно, они понимали, что это обстоятельство, наоборот, усиливает эффект, потому что униженный и обездоленный человек ничего другого так не хочет, как компенсации.
И всё это — вплоть до массового производства детских игрушек-космонавтов — прекратилось мгновенно, как поворотом выключателя, 21.07.1969, в день высадки американцев на Луне. Хотя нет — на самом деле раньше, после успешной генеральной репетиции с «Аполлоном-10» в мае, когда стало ясно, что в ближайшие полгода они там высадятся. Помню растерянность учителей и одноклассников в школе. Никто из нас не знал, как реагировать: то ли радоваться успеху человечества, то ли скорбеть, что наших бьют. Урок однако ж был усвоен — достижения, которые могут быть превзойдены (технологии, спорт, промышленные и строительные рекорды) больше никогда не выдвигались пропагандой на первый план.
Тут как раз подступило 100-летие Ленина (22.04.1970). И опять — не живший тогда не представляет себе циклопических, безумных масштабов пропаганды, особенно со второй половины 1969. Лысый человечек с указующей верную дорогу рукой встречал тебя буквально везде, непрерывно картавил в фильмах и спектаклях по телевизору, звучал по радио, вылезал из самых неожиданных мест.
И все же власть не могла не увидеть, что кампания провалилась. Злой сектант из навсегда уничтоженного им и его партией мира оказался не интересен ни народу, ни даже самой верхушке. Хотя «достижения» Ленина, в отличие от космических, никем и никогда не могли быть «перекрыты», советский человек ничего из них не мог записать себе в актив, не видел в них ни пользы для себя, ни славы — ни в разоблачении философии Маха и Авенариуса, ни в закрытии буржуазных газет, ни в расстрелах эксплуататоров. Стало ясно, что данного субъекта в мире гением никто не считает, никто ему не благодарен, никто его не уважает и не боится. И что критику вождя мирового пролетариата народ не воспринимает как кощунство, а над немногими искренне разбивающими лоб перед Лениным — смеются.
После неудачи с ленинским культом руководство, действуя, конечно, не по расчету, а наощупь, интуитивно, стало выдвигать на первый план третий сюжет.
И тут уже осечки не было. Sun, 08 May 2016 14:43:37 GMT 
Андрей Архангельский: Тем самым пропаганда загнала себя в интеллектуальную ловушку: идея величия России оказалась напрямую зависящей от «краха Запада».
Я бы назвал это не "ловушкой", а рискованной ставкой в игре, с 1% шансов. Но Архангельский, сам заведя речь о психологии, не принимает во внимание, что психологически такую ставку проиграть нельзя. Ждать краха Запада - как и скорого конца света, или наступления коммунизма, или повсеместного установления шариата - можно всю жизнь. Wed, 04 May 2016 13:12:00 GMT 
Третий (или даже четвертый) flop подряд
Роберт Гэлбрейт, автор детективного романа «На службе зла» (Career of Evil), третьего из серии, оказывается, не знает того, что знает Джоан Роулинг, автор «Гарри Поттера» (а также знали Эдгар По, Артур Конан Дойл, Агата Кристи и другие классики жанра) — что расследуемая тайна должна обладать неким зловещим обаянием, а не только вызывать тошноту. Подозреваемые должны как-то отличаться друг от друга — а если читатель различает их только по именам и все трое с первых страниц столь же отвратны, сколь и одинаковы, это непростительно даже для ремесленника.
Сочиняя отрывки от лица маньяка, Гэлбрейту надо было предвидеть, что, унаследовав репутацию и славу Роулинг, он (она) поневоле вступает в поединок с «Коллекционером» Фаулза — хоть я не люблю этого автора и этот роман, но контраст даже для такого предвзятого читателя, как я, очень невыгодный. Роулинг с ее ослепительно яркой фантазией, юмором и незабываемыми характерами, сравнение с Фаулзом не страшно, но Гэлбрейту, к сожалению, надо знать свой шесток. Wed, 27 Apr 2016 20:08:58 GMT 
Лингвогеографическое
Повальное распространение среди граждан 35 лет и моложе слова-паразита (по научному - "маркера хезитации") "короче" - это явление сейчас охватило все части "русского мира"? Или не все?.. Или чума свирепствует только в Москве? Tue, 12 May 2015 15:17:45 GMT 
Благодаря arashi_opera увидел "Баркаролу" из "Сицилийской вечерни" в туринской постановке Давиде Ливермора.
Прочида - Ильдар Абдразаков, Елена - Мария Агреста.
 Sun, 19 Apr 2015 21:05:11 GMT 
Невозможное
Мне кажется, баритона, который смог бы спеть третий акт "Тангейзера" таким образом, чтобы исполнение было адекватно музыке, еще не было. Может быть, и не будет.
Похоже, Вагнер увлекся и почти забыл о главных героях (теноре и сопрано). Что это?...  Детские впечатления от церковной службы, когда мужской голос solo запомнился бесконечно прекраснее, чем мог быть в действительности?.. (Ср. память о детстве у русских классиков с их вечными колоколами и хорами a cappella.)
Согласно музыке (и сюжету) Вольфрам - поэт и при этом не совсем человек, а скорее ангел-хранитель. Который, правда, там никого особенно не хранит, но это неважно.
Попробуй спой.
Переслушиваю одного за другим великих певцов (кое-какую подборку см. тут), и почти все они на возгласах fortissimo: Dies ist ihr Fragen и ihr Heil'gen, lasst erfüllt es sehen, изображая любовь и сострадание, вместо того, чтобы взмыть в небеса, как хочет от них автор, - ревут, как раненые слоны. Mon, 20 Oct 2014 02:36:06 GMT 
Выношу из комментов
Локк и Монтескье, Руссо и Лафайет, Джефферсон и Линкольн вряд ли бы согласились, что свобода - единственный путь к процветанию.
И в проповеди догмата о неразрывной связи свободы и благосостояния - проповеди, которая потерпела у нас неудачу, - мне всегда слышалось что-то жалкое, какая-то подкупательная нота:
- Я понимаю, что свобода тебе нафиг не нужна, ты и не знаешь, что это такое. Но ведь ты хочешь хорошо жить, правда? Чтобы хорошо жить, нужна свобода. Поэтому возьми-ка, братец, свободу (которая тебе не нужна, зато очень нужна мне!) и получишь благосостояние.
Как старуха-ведьма в сказке Андерсена, которая отправляла солдата за сокровищами, - чтобы он забрал все золото себе, а ей принес всего-навсего старое огниво. Wed, 03 Sep 2014 10:58:24 GMT 
Мудрость Митрича
Оригинал взят у smitrich в КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЧЕРАШНИХ ПЕРЕГОВОРОВ В МИНСКЕ
"Могильщик закрыл на мгновение глаза, а потом начал говорить. Говорил он тихим, навевающим тоску голосом:
— Я воспитал свою дочь по американской моде. Я верю в Америку... Я предоставил дочери свободу, но в то же время предупредил ее, чтобы она не принесла позор семье. Она нашла себе друга — не итальянца. Ходила с ним в кино. Возвращалась домой поздно. Но он ни разу не пришел познакомиться с ее родителями. Я принял все это без протеста. Два месяца назад он повез ее кататься на машине. С ним был еще один друг. Они заставили ее пить виски, а потом пытались изнасиловать ее. Она сопротивлялась и защитила свою честь. Я навестил ее в больнице. У нее сломан нос и раздроблен подбородок. Она плакала от боли: «Папа, папа, почему они это сделали? Почему они это сделали?» И я тоже плакал.
Дон Корлеоне сделал явно принужденный соболезнующий жест... Бонасера весь дрожал, безобразное его лицо покрылось темно-красными пятнами...
— Для чего ты пошел в полицию? Почему не пришел сразу ко мне?
Бонасера неслышно пробормотал:
— Чего ты хочешь от меня? Я на все готов, только сделай то, о чем я тебя молю.
Его слова прозвучали почти нахально. Дон Корлеоне спросил серьезным голосом:
— А о чем ты молишь?
Бонасера бросил взгляд на Хагена и Сонни Корлеоне и покачал головой. Дон, который все еще сидел за рабочим столом Хагена, пересел поближе к могильщику. Бонасера с секунду колебался, потом нагнулся к волосатому уху дона, почти касаясь его губами. Дон Корлеоне слушал, словно священник на исповеди, глядя в невидимую даль и не произнося ни звука. Это продолжалось довольно долго, пока Бонасера, наконец, не кончил нашептывать и не выпрямился во весь рост. Дон окинул его недобрым взглядом. У Бонасера раскраснелись щеки, и лицо покрылось испариной, но он посмотрел дону прямо в глаза.
Дон наконец ответил:
— Этого я сделать не могу. Ты требуешь слишком многого.
Бонасера ответил громким и ясным голосом:
— Я заплачу тебе, сколько запросишь.
Услышав эти слова, Хаген нервно встрепенулся. Сонни Корлеоне скрестил руки и насмешливо улыбнулся из своего угла, — казалось, он только сейчас заметил разыгрывающийся в кабинете спектакль.
Дон Корлеоне встал из-за стола. Лицо его все еще ничего не выражало, но от голоса веяло холодом.
— Мы с тобой знакомы много лет, — сказал он могильщику. — До сегодняшнего дня ты ни разу не приходил ко мне за советом или помощью. Я не могу припомнить, когда в последний раз ты пригласил меня к себе на кофе. А ведь моя жена — крестная твоей единственной дочери. Давай будем откровенны. Ты отклонил мою дружбу. Боялся быть моим должником.
Бонасера промямлил:
— Я не хотел навлечь на себя беду.
Дон поднял руку:
— Нет. Не говори. Америка показалась тебе раем. У тебя была хорошая профессия, ты нажил состояние. Ты думал, что Америка — самое безопасное место на земле. Ты не позаботился о том, чтобы обзавестись надежными друзьями... Ты не нуждался в доне Корлеоне. Очень хорошо. Я оскорблен в своих лучших чувствах и я не намерен просто так дарить свою дружбу людям.
Дон выдержал паузу и насмешливо-презрительно улыбнулся Бонасера:
— Теперь ты приходишь ко мне и говоришь: «Дон Корлеоне, сотвори суд справедливости». И даже в этой твоей просьбе не чувствуется уважения ко мне. Ты не предлагаешь мне своей дружбы... Нет-нет, я не обиделся, но разве дал я тебе повод относиться ко мне с таким неуважением?
В голосе Америго перемешались горе и страх:
— Америка была так добра ко мне. Я хотел быть хорошим гражданином. Я хотел, чтобы моя девочка была американкой.
Дон хлопнул в ладоши, будто подводя итог своему решению:
— Это ты хорошо сказал. Очень хорошо. Так нечего жаловаться. Судья вынес приговор. Когда пойдешь в больницу, прихвати цветы и коробку конфет для твоей дочери. Будь доволен. В конце концов, ведь дело не так уж серьезно: парни молодые, горячие, один из них — сын влиятельного политического деятеля. Нет, дорогой Америго, ты всегда был честным человеком. Несмотря на то, что ты отклонил мою дружбу, я готов положиться на слово Америго Бонасера больше, чем на слово любого другого человека. Так дай же мне слово, что ты отбросишь все эти глупости. Прости. Забудь. Жизнь полна несчастий...
– Почему ты боялся довериться мне первому? – спросил он. –Ты идешь в суд и ожидаешь месяцами. Ты тратишь деньги на адвокатов, которым прекрасно известно, что ты останешься в дураках. Ты выслушиваешь приговор судьи, который продает себя, как последняя уличная девка. Много лет назад, когда ты нуждался в деньгах, ты пошел в банк и заплатил разрушительные проценты, словно нищий стоял ты со шляпой в руках, а они обнюхивали тебя со всех сторон и совали носы в твой зад, чтобы выяснить, сможешь ли ты возвратить им долг. – Дон остановился, голос его стал жестче. – А приди ты ко мне, мой кошелек стал бы твоим. Приди ты ко мне за справедливостью, мерзавцы, которые изничтожили твою дочь, плакали бы сегодня горькими слезами. Если бы по какой-то непонятной причине столь честный и порядочный человек, как ты, нажил бы себе врагов, они стали бы моими врагами. – Дон поднял руку и показал пальцем на Бонасера. – И тогда, поверь мне, они боялись бы тебя.
Бонасера наклонил голову и невнятно произнес:
– Будь другом. Я принимаю.
Дон Корлеоне положил руку на плечо могильщика:
– Хорошо, – сказал он. – Ты получишь мой суд справедливости. Однажды, причем может случиться, что этот день никогда не наступит, я приду к тебе и попрошу оказать мне ответную услугу. До того дня считай это подарком от моей жены, крестной твоей дочери".


Марио Пьюзо "Крестный отец"
 Wed, 27 Aug 2014 07:49:35 GMT 
Preposition Doubling
Мнение об этом , об вопросе
Высказал в Гос Думе депутат
Есть у нас фашист-орденоносец
Надо отобрать награды в зад.

Там у него на 10 строф 4 запятые. Эта вторая. Tue, 19 Aug 2014 20:51:36 GMT 
Жажда правосудия
Перед сном иногда по полчаса читаю эпопею Мартина.
Давно не было такого странного впечатления. Автор мне определенно неприятен, но тем сильнее восхищает его мастерство.
И то, что я видел из сериала, тоже хорошо.
Вот незабываемая сцена:
– And what about what I want – justice for my sister and her children?
– If you want justice, you’ve come to the wrong place.
– I disagree. I’ve come to the perfect place. I want to bring all of those who have wronged me to justice. And all of those who have wronged me are right here.

И факел, появляющийся в руке принца Оберина, – блестящая находка. Tue, 29 Jul 2014 19:07:13 GMT 
Об орфографии
Я, кажется, поступил не совсем корректно по отношению к uxus'у. Во-первых, включился в обсуждение поднятого им вопроса о преимуществах старой орфографии (начало и продолжение), который мне не интересен и в котором я мало компетентен, поэтому в моих комментах очень возможны ошибки. Во-вторых, я хотел дать понять uxus'у, что считаю сомнительными некоторые предпосылки, которые он, кажется, принимает как сами собой разумеющиеся, - для того только и влез, - но сделал это в форме, которая, может быть, неуместна в разговоре с таким непоколебимо серьезным собеседником. Tue, 01 Jul 2014 08:54:48 GMT 
Категория одушевленности в русском языке
По итогам этих выборов у меня такое ощущение, что в Украине теперь будет добрая политическая традиция раз в 10 [лет] устраивать Майдан, потому что сначала будет Майдан, который свергает зарвавшегося золотого батона, потом всеобщее голосование, которое избирает очередной золотой батон. Sun, 01 Jun 2014 08:17:21 GMT 
Пророческий дар русской литературы
Не предсказание будущего, а понимание сути вещей.
К примеру, его хозяин…– может быть, и не слишком храбр, но зато он не знает жалости; он, может быть, не чересчур умен, но зато он никогда никому не доверяет; его, быть может, не так уж и любят его друзья, но зато он застрелит любого из них, если понадобится для Службы. И, все это зная про хозяина, Руслан себе живо представлял, каково ему там, среди чужих, как он всех подозревает и ненавидит и весь занят мыслями, как ему вернуть беглецов и наказать других хозяев, позволивших им убежать. А в это время – единственный, кто ему во всем поможет, сидит совсем рядом и ждет только, чтоб его позвали!..
…Он понял – они вернулись! Они по-настоящему вернулись! И то была величайшая минута жизни Руслана, звездная его минута. Ради нее, этой минуты, жил он голодным и бездомным, грелся на кучах шлака и вымокал под весенними дождями, и ничего не принял из чужих рук… В эту минуту был он счастлив и полон любви к людям, которых сопровождал. Он их провожал в светлую обитель добра и покоя, где стройный порядок излечит их от всяческих недугов…
…Случилось то, чего не могло не случиться, потому что на главной улице поселка находились все его магазины, торговые палатки и ларьки, и никто не напомнил вернувшимся, что им ни в коем случае нельзя выходить из строя…
…Та зловещая правда сегодня ему открылась, когда, сбитый ударом, увидел он троих, надвигавшихся с искаженными лицами, и когда обрушился рюкзак, и когда взлетела лопата,.. Никогда, никогда в этих помраченных не смирялась ненависть, они только часа ждут обрушить ее на тебя – за то лишь, что ты исполняешь свой долг. Правы были хозяева – в каждом, кто не из их числа, таится враг…
...Звякнул карабин, отпуская ошейник. Хозяин, протягивая руку вдаль, указывал, где враг. И Руслан, сорвавшись, помчался туда – длинными прыжками, земли не касаясь, – могучий, не знающий ни боли, ни страха, ни к кому любви. А следом летело Русланово слово, единственная ему награда – за все муки его и верность:
– Фас, Руслан!.. Фас!
 Thu, 10 Apr 2014 06:13:14 GMT 
К юбилею Мусоргского
Редко исполняемое и потрясающее. Fri, 21 Mar 2014 17:46:27 GMT 
Эти мег'завцы сами пг'одадут нам вег'ёвку
А я-то все эти годы не мог понять, зачем он устроил так, чтобы сумасшедшие астрономические доходы от нефти и газа оседали в западных банках, причем у двух самых воинственных «партнеров» – в Америке и в Сити. И почему то, что остается в стране, целиком прожирается и не идет на развитие.
Бабушка получает из доходов Газпрома пенсию, идет в магазин и покупает немецкий утюг. Если бабушка не получит пенсии, немецкой фирме надо будет искать покупателя где-то еще.
А если возникнет российская фирма, которая предложит бабушке утюги приемлемого качества и подешевле, – ему это не только не нужно, ему это смертельно опасно.
Российская фирма подставляет его под санкции. Mon, 17 Mar 2014 08:41:34 GMT 
Особенность новой цензуры
В отличие от европейских монархий после 1789, они совершенно не боятся принципов и идей, а в отличие от советской власти, почти не боятся разоблачения.
В соцсетях они видят эффективное техническое средство революционной мобилизации по сигналу заговорщиков - и только.
В действенность идей, убеждений и аргументов они верят не больше, чем персонажи фильма Копполы "Крестный отец" или Балабанова "Брат" и "Брат-2". Они мыслят исключительно в терминах "сила" vs. "слабость" и "верность своим" vs. "предательство", а ко всем остальным этическим, правовым, религиозным и т.п. понятиям и доктринам относятся с полным презрением. Fri, 14 Mar 2014 05:06:03 GMT 
Юлия Иоффе размышляет
One of the reasons I left my correspondent's post in Moscow was because Russia, despite all the foam on the water, is ultimately a very boring place. Unfortunately, all you really need to do to seem clairvoyant about the place is to be an utter pessimist. Will Vladimir Putin allow the ostensibly liberal Dmitry Medvedev to have a second term? Not a chance. There are protests in the streets of Moscow. Will Putin crackdown? Yup. There's rumbling in the Crimea, will Putin take advantage and take the Crimean peninsula? You betcha. And you know why being a pessimist is the best way to predict outcomes in Russia? Because Putin and those around him are, fundamentally, terminal pessimists. They truly believe that there is an American conspiracy afoot to topple Putin, that Russian liberals are traitors corrupted by and loyal to the West, they truly believe that, should free and fair elections be held in Russia, their countrymen would elect bloodthirsty fascists, rather than democratic liberals. To a large extent, Putin really believes that he is the one man standing between Russia and the yawning void. Putin's Kremlin is dark and scary, and, ultimately, very boring. Sun, 02 Mar 2014 05:18:30 GMT 
Here's a night pities neither wise men nor fools
По моему глубокому убеждению, монахи должны быть отстранены от воспитания детей в принципе. Отказ от сексуальных отношений, требуемый от монашествующих, приводит к глубоким изменениям психики, и негоже, чтобы ее состояние проверялась на детях.
Прочитав это, я сначала с удивлением подумал, что религиовед Митрохин, раньше казавшийся мне умным, - редкостный дурак, к тому же профессионально некомпетентный (не знает, например, историю иезуитов).
Потом вспомнил, что идеология не разбирает ни дураков, ни умных. Fri, 06 Dec 2013 13:37:38 GMT 
Булгаков и нобелевский лауреат
Заметил ли кто-нибудь, что начало «Мастера и Маргариты» – пародия на начало «Смерти в Венеции» Томаса Манна (1911)?..
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина… Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, − никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея…
[Известный писатель] Густав Ашенбах… в теплый весенний вечер 19... года – года, который в течение столь долгих месяцев грозным оком взирал на наш континент, – вышел из своей мюнхенской квартиры на Принцрегентштрассе и в одиночестве отправился на дальнюю прогулку.
Было начало мая, и после сырых и промозглых недель обманчиво воцарилось жаркое лето. В Английском саду, еще только одевшемся нежной ранней листвой, было душно, как в августе, и в той части, что прилегала к городу, – полным-полно экипажей и пешеходов. В ресторане Аумейстера, куда вели все более тихие и уединенные дорожки, Ашенбах минуту-другую поглядел на оживленный народ в саду, у ограды которого стояло несколько карет и извозчичьих пролеток, и при свете заходящего солнца пустился в обратный путь, но уже не через парк, а полем, почувствовав усталость. К тому же над Ферингом собиралась гроза. Он решил у Северного кладбища сесть в трамвай, который прямиком доставит его в город.
По странной случайности на остановке и вблизи от нее не было ни души.
Ни на Унгарерштрассе, где блестящие рельсы тянулись по мостовой в направлении Швабинга, ни на Ферингском шоссе не видно было ни одного экипажа. Ничто не шелохнулось и за заборами каменотесных мастерских, где предназначенные к продаже кресты, надгробные плиты и памятники образовывали как бы второе, ненаселенное кладбище, а напротив в отблесках уходящего дня безмолвствовало византийское строение часовни
. (перевод Наталии Ман)

«Смерть в Венеции» начинается с того, что в образе странствующего незнакомца писателю внезапно является – как выясняется впоследствии, – сам бог Дионис, в результате чего тот чувствует необъяснимое волнение и жажду к перемене места, которая в конце концов роковым образом приводит его в Венецию:

Вышел ли он из бронзовых дверей часовни, или неприметно приблизился и поднялся к ней с улицы, осталось невыясненным. Особенно не углубляясь в этот вопрос, Ашенбах скорее склонялся к первому предположению. Среднего роста, тощий, безбородый и очень курносый, этот человек принадлежал к рыжеволосому типу с характерной для него молочно-белой веснушчатой кожей. Обличье у него было отнюдь не баварское, да и широкополая бастовал шляпа, покрывавшая его голову, придавала ему вид чужеземца, пришельца из дальних краев… Задрав голову, так что на его худой шее, торчавшей из отложных воротничков спортивной рубашки, отчетливо и резко обозначился кадык, он смотрел вдаль своими белесыми, с красными ресницами глазами, меж которых, в странном соответствии со вздернутым носом, залегали две вертикальные энергические складки. В позе его – возможно, этому способствовало возвышенное и возвышающее местонахождение – было что-то высокомерно созерцательное, смелое, дикое даже. И то ли он состроил гримасу, ослепленный заходящим солнцем, то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими, оттянутые кверху и книзу до такой степени, что обнажали десны, из которых торчали белые длинные зубы.
Возможно, что Ашенбах, рассеянно, хотя и пытливо, разглядывая незнакомца, был недостаточно деликатен, но вдруг он увидел, что тот отвечает на его взгляд и притом так воинственно, так в упор, так очевидно желая его принудить отвести глаза, что неприятно задетый, он отвернулся и зашагал вдоль заборов, решив больше не обращать внимания на этого человека. И мгновенно забыл о нем. Но либо потому, что незнакомец походил на странника, либо в силу какого-нибудь иного психического или физического воздействия, Ашенбах, к своему удивлению, внезапно ощутил, как неимоверно расширилась его душа; необъяснимое томление овладело им, юношеская жажда перемены мест, чувство, столь живое, столь новое, или, вернее, столь давно не испытанное и позабытое, что он, заложив руки за спину и взглядом уставившись в землю, замер на месте, стараясь разобраться в сути и смысле того, что произошло с ним.
Это было желанье странствовать, вот и все, но оно налетело на него как приступ лихорадки, обернулось туманящей разум страстью.

Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: "Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился.
Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…»


Кисловодск – Венеция Берлиоза, и Фагот-Коровьев – его Дионис:
И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.
Мир берлиозов, как и строгий «аполлонический» мир эшенбахов, рушится после встречи с несколькими жуткими незнакомцами. Трагической серьезности «Смерти в Венеции» противостоит булгаковская сатира. Впрочем, и «Волшебная гора» первоначально задумывалась Манном как сатирическая и комическая новелла, призванная оттенить мрачность «Смерти в Венеции», но разрабатывающая те же темы.
Ашенбах, великий писатель, погибает, погрузившись в пучины хаоса – страсти и смерти, и тем, по замыслу автора, показывает высшую верность своему призванию как художника. Берлиоз, спеша сообщить о Воланде «органам», погибает под трамваем, верный своему истинному «призванию» – стукачеству. Tue, 03 Dec 2013 11:00:18 GMT 
40 дней
Какой-то сдвиг произошел в этот день: наконец принял собственный дом.
Все это время возвращался в квартиру, куда она больше не войдет, как в тюремную камеру.kladbishche_40_dnej Thu, 14 Nov 2013 04:30:20 GMT 
Thu, 30 Nov 2017 11:29:40 +0400
Книга - Чудесный сад на берегу реки  Рогалёва Ирина Сергеевна / Воскресение, 2017
Mon, 11 Dec 2017 10:23:45 +0400
Книга - Соединенные духом и любовью (Латинские письма)  Клайв Стейплз Льюис / Никея, 2017
Thu, 13 Jul 2017 00:57:56 +0400
Книга - Рассказы о святителе Нектарии  Якову Анна / Класы духовные, 2017
Sat, 15 Jul 2017 20:07:17 +0400
Книга - За порогом смерти (Что говорит наука о бессмертии души?)  Моисеенко А. В. / Миссионерское общество имени преподобного Серапиона Кожеозерского, 2017
Tue, 12 Dec 2017 05:54:49 +0000
В Церкви необходима обратная связь Очередная анкета «Анонимного молодого мирянина». *** Расскажите немного себе (по желанию). 33 года, замужем, двое детей. Образование высшее техническое. Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны? В Православную Церковь меня привел кризис, связанный с первой «переоценкой ценностей». Понимая, что не могу найти друзей и единомышленников «по сердцу» среди светских людей, […]
Tue, 22 Apr 2014 06:41:58 UT
У ужгородца из дома украли ноутбук, Библию и пистолет Вчера в Ужгородский MB УМВД поступило заявление жителя города о том, что неустановленное лицо, путем отжима металлопластикового балконного окна, проникло в помещение дома и похитило ноутбук, церковную книгу, духи и из шкафа спальной комнаты, газовый пистолет (калибр 9 мм.) Сумма ущерба составляет 5000 гривен. Милиция ищет вора
Mon, 03 Jul 2017 22:39:35 +0400
Книга - Морковкино счастье (Сказки) Белорусский Экзархат, 2017
Tue, 25 Apr 2017 13:04:39 +0400
Книга - Преподобный Роман Киржачский  Перепёлкина Елена Сергеевна / Издательство Московской Патриархии, 2016
Sat, 18 Nov 2017 04:11:57 +0400
Книга - Рождественские стихи русских поэтов Никея, 2018
Mon, 27 Nov 2017 09:14:35 +0400
Книга - Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II. (Нагорная проповедь) митрополит Иларион (Алфеев) / Сретенский монастырь, 2016
1
1  2  3  4  5  6 
Назад
Размер шрифта

Больше.Сброс.Меньше

Послание к Галатам святого апостола Павла

Синодальный перевод

1
1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским:
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, —
24 и прославляли за меня Бога.
2
1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8 [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников],
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
3
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе],
14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
4
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
5
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
6
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

{показать одну главу на странице}

Великий Вторник great and holy tuesday 1 петра • www.церковно-славянская-библия.рф 1 соборное послание апостола петра Синодальный перевод. Книга пророка Осии (Ос)