Суббота второй седмицы Saturday of the Second Week   ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ о Библии
1
Неделя сыропустная cheesefare sunday [also known as forgiveness sunday] Первая Книга Ездры Церковно-славянская Библия для изучения Чин о панагии order for the panagia Соборное послание третье святого апостола Иоанна Богослова Книга Пророка Даниила к колоссянам • www.церковно-славянская-библия.рф к колоссаям послание апостола павла Третья Книга Ездры Послание к Титу (Тит) Синодальный перевод. Третья книга Царств (3Цар)

Неделя второй седмицы, Григория Паламы


Григорий Палама
Second Sunday in the Fast, on which we commemorate St Gregory Palamas

Tue, 22 Aug 2017 14:46:00 +0300
http://www.sedmitza.ru/text/7434236.html

Thu, 29 Dec 2016 20:43:00 +0300
http://www.sedmitza.ru/lib/text/6864886/

    Лукас ван Лейден известен как пионер Возрождения в северных Нидерландах

Sat, 23 Sep 2017 20:08:00 +0300
http://www.sedmitza.ru/text/7513041.html

    Лукас ван Лейден известен как пионер Возрождения в северных Нидерландах

Tue, 29 Mar 2016 11:37:00 +0300
http://www.sedmitza.ru/lib/text/6251272/

    Лукас ван Лейден известен как пионер Возрождения в северных Нидерландах

Mon, 08 Jun 2015 12:18:00 +0300
http://www.sedmitza.ru/text/5617323.html

    Лукас ван Лейден известен как пионер Возрождения в северных Нидерландах

Tue, 31 May 2016 13:18:00 +0300
http://www.sedmitza.ru/lib/text/6346329/

    Хусто Гальего посвятил возведению собора всю свою жизнь

Tue, 14 Mar 2017 18:38:00 +0300
http://www.sedmitza.ru/text/7044438.html

    Хусто Гальего посвятил возведению собора всю свою жизнь

Tue, 04 Aug 2015 12:19:00 +0300
http://www.sedmitza.ru/text/5773043.html

    Хусто Гальего посвятил возведению собора всю свою жизнь

Thu, 06 Jul 2017 16:52:00 +0300
http://www.sedmitza.ru/text/7323221.html

    Хусто Гальего посвятил возведению собора всю свою жизнь

Tue, 18 Jul 2017 12:00:00 +0300
http://www.sedmitza.ru/text/7350469.html


Новомученики и мы Хусто Гальего посвятил возведению собора всю свою жизнь

#text =
channel = Новости сайта Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" http://www.sedmitza.ru/news/ sedmitza.ru ru Copyright 2001 - 2017, www.sedmitza.ru Mon, 20 Nov 2017 09:24:03 +0300 admin@sedmitza.ru Новости сайта Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" http://www.sedmitza.ru/images/logo.png http://www.sedmitza.ru/news/ 105 96 sedmitza.ru Поиск по сайту Поиск по сайту Поиск http://www.sedmitza.ru/search/
#text =

#text =
channel = Читать "Трактаты" - Палама Григорий - Страница 1 http://www.litmir.info/br/?b=135611 Content extracted from http://www.litmir.info/br/?b=135611 http://www.litmir.info/br/?b=135611 Читать "Трактаты" - Палама Григорий - Страница 1 http://www.litmir.info/br/?b=135611

СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

ТРАКТАТЫ

Предисловие

Редакция, продолжая начатую работу по публикации новых переводов творений святителя Григория Паламы на русский язык, считает своей главной и первостепенной задачей ознакомление читателя с самими произведениями святителя, то есть руководствуется прежде всего не научным интересом, а чаянием духовной пользы от чтения трудов святителя. Поэтому мы сочли возможным не сопровождать публикацию большой вступительной статьей и ограничиться минимумом комментариев в тексте. В качестве предисловия нами использован фрагмент статьи прот. Валентина Асмуса и М. М. Бернацкого.[1]

В силу того, что, начиная с 1334/35 года и до самой смерти, Григорий Палама вел полемику поочередно с Варлаамом, Акиндином и Григорой, большую часть его творений составляют тексты богословско-полемического характера. В данный том включены следующие богословско-полемические трактаты.

1. «О божественном единении и различении» (ГПΣ. Т. 2. Σ. 69-95); полный заголовок: «В скольких значениях [можно говорить] о божественном единении и различении, и что мы научены, что не только касательно ипостасей существует различение в Боге, но и согласно общим выступлениям и энергиям, и что мы унаследовали [традицию] мыслить Его несотворенным как согласно единению, так и согласно различению, даже если это не нравится Варлааму и Акиндину». Трактат написан летом 1341 г. По мнению издателей, этот и 2 последующих трактата составили «Апологию против Варлаама и Акиндина» — одно из первых сочинений наряду с «Диалогом право­славного с варлаамитом», написанных свт. Григорием после Собора 1341 г. (ГПΣ. Т. 2. Σ. 45-46). Трактат «О единении и различении» посвящен толкованию соч. «О божественных именах» из корпуса «Ареопагитик», которое служило Варлааму и Акиндину источником богословских оснований для обвинения свт. Григория Паламы в двоебожии.

2. «О божественных энергиях» (ГПΣ. Т. 2. Σ. 96-136); полный заголовок: «Более пространная апология к тем, кто рассчитывают доказать существование двух богов на основе того, что святые называют боготворящий дар Духа, который Бог превосходит по сущности, не только нетварным обожением но и Божеством, или О божественных энергиях и о причаствуемости им». Трактат написан осенью 1341 г. Свт. Григорий Палама опровергает обвинения в двоебожии и посредством ссылок на творения св. отцов доказывает необходимость различения сущности и нетварных энергий, ведь по сущности Бог непричаствуем, а по благодати (боготворящей энергии) — причаствуем. Акиндин, как и Варлаам, защищая простого недоступной божественной сущности (без необходимого различения сущности и энергий в Боге), отрицал возможность реального приобщения к Богу, доступного для святых.

3. «О божественной и обоживающей причаствуемости, или О божественной и сверхъестественной простоте» (ГПΣ. Т. 2. Σ. 137-163). Трактат написан зимой 1341/42 г.; является логическим продолжением предыдущего. В начале трактата свт. Григорий Палама говорит о том, что святые сподобляются нетварного обоживающего Духа, стяжают само божественное действие (энергию), а не просто улучшают свою природу посредством природного подражания. Во 2-й части трактата святитель показывает, что необходимое различение сущности и энергий не приводит к привнесению сложности в Божество, поскольку энергии не являются другими сущностями (как и Ипостаси) по отношению к единой и простой божественной природе, но природными выступлениями Бога.

4. «Диалог православного с варлаамитом» (ГПΣ. Т. 2. Σ. 164-218); полный заголовок: «Диалог православного с варлаамитом, отчасти опровергающий варлаамитское заблуждение»; написан осенью 1341 г. Под «варлаамитом» – разумеется Акиндин, имя которого в диалоге не упоминается. Цель «Диалога» — показать, что распространяемые Акиндином обвинения в адрес свт. Григория Паламы тождественны обвинениям Варлаама (главным из которых было обвинение в двоебожии) и, следовательно, также подпадают под определения соборного томоса 1341 г. На основании сравнения существующего текста «Диалога» Григория Паламы с цитатами из него, содержащимися в опровержениях Акиндина на этот диалог, X. Наддль Каньельяс предлагает различать 2 редакции «Диалога»: первоначальную и исправленную в результате полемики (Nadal Canellas. 1995. P. L-LVII).

5. «Феофан» (ГПΣ. Т. 2. Σ. 219-262; 1-е изд.: Matthaei . Т. 2. Р. 7-37 [= PG. 150. Col. 909-960]); полный заголовок: «Диалог того же православного, Феофана, с Феотимом, обратившимся от варлаамитов. Феофан, или О Божестве и о том, что в нем может быть причаствуемо, а что нет»; написан осенью 1342 г. Сюжетно «Феофан» продолжает «Диалог православного с варлаамитом», в результате которого варлаамит Феотим обращается в православную веру. Доказывается традиционность терминологии, используемой свт. Григорием Паламой в учении о божественной сущности и энергиях. Возможно, впервые «Диалог» был опубликован под псевдонимом Феофан (Meyendorff. Introduction. P. 359; подробный анализ «Диалога» см.: Candal 1946).

6. Трактат «[О том,] что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое [Божество] на два неравных божества» (ГПΣ. Т. 2. Σ. 263-277); написан в 1342 г. Свт. Григорий Палама показывает, что буквальное толкование Варлаамом и Акиндином св. отцов, утверждавших, что сущностью Бог превосходит Свои божественные энергии и силы, приводит их к признанию существования «сотворенного божества». Следовательно, обвинение в двоебожии должно быть обращено против них: «Не Паламе принадлежит мнение, будто есть два божества, но Варлааму» ГПΣ. Т. 2. Σ. 276).

О БОЖЕСТВЕННОМ СОЕДИНЕНИИ И РАЗДЕЛЕНИИ

В скольких значениях [понимается] божественное соединение и разделение, и [также о том] что мы научены [понимать] различие в Боге не по ипостасям только, но и по общим [для них] выступлениям и энергиям, и что мы прияли сообразно каждому соединению и разделению помышлять Его нетварным, хотя бы то и не нравилось Варлааму и Акиндину [2].

1.

Великий Дионисий, сподобившийся сам слышать глас Христовых апостолов, который всяко раздавался от огненного языка [3], и напряженным и совершенным поучением в том, что относится к божественному, изрядно натренировавший (γεγυμνασμενος) [свой] ум и язык, и не без божественного вдохновения (επιπνοιας) подвигшись ради пользы тех, ко будет после [него], изложить [учение] о божественном соединении и разделении, прояснил благомудренным основательнейшее и истинное богословское учение об этих предметах, чтобы мы, пользуясь этим [учением] как каноном и светом, и при его помощи право правяще слово истины [4], легко бы замечали и к [их собственной] пользе исправляли бы тех, кто в чем-либо уклоняется от него или извращает, насколько это возможно протягивая по благодати Божьей руку помощи и им, если они того хотят; а если нет – то хотя бы колеблемым ловкостью и правдоподобием их красноречия.

2.

Итак, этот великий [учитель], свидетельствуя, что он мудрствует и глаголет то же самое, что и все прежде него бывшие богоносцы, говорит: «посвященные в священные таинства нашего богословского предания называют божественными соединениями тайные и неисторжимые сверхпребывания (υπεριδρυσεις) сверхнеизреченного и сверхнепознаваемого постоянства; разделениями же – благолепные выступления (προοβους) и проявления (εκφανσεις) богоначалия.И они говорят, следуя священным Речениям, что в частности и у упомянутого соединения, и также у разделения, есть [еще]какие-то свои собственные соединения и разделения».[5] И еще: «Если же и божественным разделением является благолепное выступление, тогда как божественное соединение сверхсоединенно само себя по благости увеличивает и многократно умножает, то являются соединенными по отношению к божественному разделению неудержимые преподаяния(μεταδοσεις), осуществления (ουσιωσεις), оживотворения, умудрения и иные дары являющейся причиной всего Благости, сообразно каковым [дарам] непричастно причаствуемое воспевается [исходя] из [постижимости] причаствующих и причастий» [6]. И несколько ниже: «те же боголепные причины этих соединений и разделений, что нашли мы в Речениях,мы возможности изложили в «Богословских Очерках» [7], рассмотрев каждую из них по отдельности».[8]

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

ru text/html http://www.litmir.info/br/?b=135611
#text =
www.церковно-славянская-библия.рф
X
евангелие от марка • www.церковно-славянская-библия.рф от Марка святое благовествование евангелие соборное послание иаковле • www.церковно-славянская-библия.рф соборное послание апостола иакова Книга премудрости Соломона Книга пророка Осии (Ос) 3 маккавейская • www.церковно-славянская-библия.рф 3 книга маккавейская Синодальный перевод. Книга Притчей Соломоновых (Притчи) Первое послание к Тимофею святого апостола Павла ЕС Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Иезекииля Синодальный перевод. Послание к Колоссянам (Кол) Синодальный перевод. Книга Песни Песней Соломона (Песн)